Тамплиеры
Главная | СИМВОЛИКА ТАМПЛИЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ X - Форум | Регистрация | Вход
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Разное о Тамплиерах! » Все о Тамплиерах » СИМВОЛИКА ТАМПЛИЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ X (СИМВОЛИКА ТАМПЛИЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ X)
СИМВОЛИКА ТАМПЛИЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ X
tamplieresДата: Пятница, 11.02.2011, 23:30 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 34
Репутация: 0
Статус: Offline
СИМВОЛИКА ТАМПЛИЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ XII- XIII ВЕКОВ

Данной компиляцией я не ставлю задачу обосновать свои предположения как истину в последней инстанции, потому как данная тема все еще является предметом более скрупулезного и детального изучения.

Как известно, символикой духовно-рыцарского ордена тамплиеров (1118-1307) были кресты на белом рыцарском одеянии, дарованные ордену папой Евгением III (1145-1153) Позднее, во времена папы Евгения, они нашили на свои одежды красный крест, используя белый цвет как эмблему невинности, а красный — мученичества <...> На этом капитуле Евгений III даровал тамплиерам право носить на левой стороне плаща, под сердцем, изображение алого креста "с тем, чтобы сей победоносный знак служил им щитом, и дабы никогда не повернули они назад пред каким-нибудь неверным". Крест выкраивался из красной ткани и имел самую простую форму: "принадлежащие к ордену Храма носят его простым, алого цвета". (Марион Мельвиль, «история Ордена тамплиеров», цитата с "…"Postmodum tempore Eugenii papae cruces de panno rubeo suis assuerunt mantellis a parte sinistra ut esset eis tarn triumphale signum pro clipeo ne fugerunt pro aliquo infideli" ["Co времени папы Евгения кресты из алой ткани нашили на свои плащи с правой стороны, дабы был сей столь победоносный знак им щитом, да не побегут ни от какого неверного"(лат.) Матвей Парижский. Historia Angliae. I. A222. Цит. по: Curzon. Idem. P. 5 прим. ").

Два тамплиера играющих в шахматы - миниатюра из испанского манускрипта XIII века

Однако упоминание в письменных источниках не дает нам представления о том как именно выглядел этот крест, каких он был размеров и как выглядел. Несмотря на то, что в Латинском и во Французском уставе ордена до мелочей описываются все то, что обязан был иметь каждый брат ордена, нигде не встречается канонизированная форма креста, нигде конкретно кресту не уделяется тщательное внимание. Тот же Французский устав крест вообще не упоминает. Это подтверждается анализом изобразительных источников, где с 12 по начало 14 века присутствует как минимум около 3-4 вариантов крестов. Из этого следует вывод, что как таковой строгой формы их принятой для ношения в ордене тамплиеров не существовало. До конца неясно так же каким именно образом носили данный крест. Считается что тамплиеры нашивали кресты на плащи и на так называемые котт-д-армы (одежду, одеваемую поверх доспеха), а также на повседневную одежду (гарнаши и прочее). Однако встречаются изображения крестов как на левой, так и на правой стороне плащей. Во Французском уставе есть упоминание о братьях сержантах такого характера – « Сюрко братьев сержантов должны быть совершенно черными, с красным крестом спереди и сзади. И у них могут быть черные либо коричневые плащи; и они могут иметь все, что есть у братьев рыцарей, кроме снаряжения для лошадей, шатра и котла, которых у них не будет…»Это говорит, что ношение крестов было распространено и на одеждах так называемых слуг (сержантов, оруженосцев и прочих неблагородных братьев ордена).

БолдуинII, король Иерусалима принимает в Храме Соломона Гуго де Пейна
и Жоффруа де Сент-Омера - миниатюра из "Истории деяний на заморских землях"
Гийома Тирского, XIII век, Национальная Французская Библиотека.

Но ничего подобного не говорится о братьях-рыцарях, что позволяет усомниться в идентичности ношения орденской символики братьев-сержантов и братьев-рыцарей ордена Храма. Судя по изобразительным источникам вид, размер и способ ношения крестов не были четко установлены. Существует также мнение, что форма креста претерпевала изменения в течение всего существования ордена тамплиеров от простой, в виде двух перекладин, до крестов с так называемыми «иерихонскими трубами», дарованными ордену папой Бонифацием VIII.

Группа тамплиеров - надгробие XIII века, Испания

Однако параллельно с неоспоримыми изображениями тамплиеров в плащах и котт-д-армах с нашитыми на них крестами, довольно часто встречаются миниатюры изображающие воинов с тамплиерской символикой на щитах и знаменах, но без крестов на одеждах либо без надоспешных одежд вообще, то есть просто в «голых кольчугах».
Также всплывают упоминания о так называемом «вращающимся кресте» или карбункуле, который якобы часто использовали тамплиеры. О нем ничего не говорится в уставах, однако на печати магистра Renaud de Vichier’а (1255), где изображены два всадника на одной лошади, на их щитах именно «вращающийся крест».


Часто на щитах с тамплиерской символикой есть и другие изображения, никак не соотносящиеся с уставами тамплиеров. Так на щите тамплиера с фрески церкви Cressac-Sur-Charente под крестом явно различимо изображения орла. Вполне может быть, что эта фреска показывает нам не брата ордена, а только присоединившегося к воинству Христову светского рыцаря, воевавшего под знаменами ордена и бывшим под его покровительством, что и символизирует изображение креста на щите. (…Те, кто служит из сострадания и остается с вами установленный срок, есть рыцари Дома Господа и Храма Соломона, тем самым мы из милосердия повелеваем, что, если во время службы кого-либо из них призовет к себе Господь, ради любви Господней и из братского милосердия пусть одного нищего кормят семь дней ради спасения его души, и каждый из братьев этого Дома должен тридцать раз прочесть "Отче наш". – Фр. Устав, глава 65)

Фрагмент фрески из командорства Крессак - XIII век

Так же есть еще одно изображение воина в кольчуге, скачущего со знаменем тамплиеров, «босеаном» (le baussant). Однако щит за его спиной не только без крестов, но и без традиционной черно-белой расцветки.

Кресты часто изображали на щитах и знаменах, а также на окрашенных в черно-белые цвета шлемах, однако вероятно не стоит говорить о какой-либо каноничности изображений.


Почти всегда на тех или иных источниках варианты расположения крестов, их формы, сочетания с черно-белой окраской разные. Единственное, что можно достоверно утверждать, это то, что размеры крестов не только на одеждах, но и на щитах и знаменах не были большими. То есть при реконструкции с изобразительных источников не превышали размер примерно 20 см.


Таким образом реконструкция крестов тамплиеров на воссоздаваемых элементах костюма и снаряжения скорее всего должна быть основана на конкретно выбранном изобразительном источнике, подходящем по времени и региону.

Использовавшиеся источники:

- Patrick Huchet «Les Templiers», edition Quest-France, 13 rue de Breil, Rennes
- перевод Латинского устава ордена тамплиеров
- Перевод Французского устава ордена тамплиеров Румянцева и Котенева с издания «Upton-Ward, J.M. 1972, The Rule of Templars. Published by The Boydell Press, Woodbridge, Suffolk, UK.»
- Мельвиль М., История ордена тамплиеров. СПб.: Евразия, 2000. 415 с.

 
Форум » Разное о Тамплиерах! » Все о Тамплиерах » СИМВОЛИКА ТАМПЛИЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ X (СИМВОЛИКА ТАМПЛИЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ X)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Tamplier© 2008-2011