Тамплиеры
Главная | ТАМПЛИЕРЫ И МОРЕ - Форум | Регистрация | Вход
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Разное о Тамплиерах! » Все о Тамплиерах » ТАМПЛИЕРЫ И МОРЕ (ТАМПЛИЕРЫ И МОРЕ)
ТАМПЛИЕРЫ И МОРЕ
tamplieresДата: Пятница, 11.02.2011, 23:41 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 34
Репутация: 0
Статус: Offline
Источники, касающиеся морской деятельности тамплиеров, не особо богаты. Так называемые народные традиции и выдумки писателей, плохо подтверждаемые историческими документами, регулярно заполняют эти лакуны весьма спорным образом. Даже французские порты приписываются тамплиерам! Чего только не измышляют по поводу их деятельности! Каждый год, вместе с наплывом туристов, Ла-Рошель получает и новинки на тему своего тамплиерского прошлого. Подобных нелепостей быть не должно.

Столкнувшись с исчезновением значительной части своего состава и своих средств на дорогах Венгрии и Малой Азии, первый крестовый поход продемонстрировал неудобства долгого и утомительного продвижения по суше. Если во время второго крестового похода французы совершают ту же самую ошибку, направившись по наземному пути, то англо-нормандцы и фламандцы предпочитают выйти в море и прибывают к место назначения в лучших условиях, ещё и отвоевав по пути у мавров Лиссабон для Португалии. Положение франков в Святой Земле остаётся непрочным. Для того, чтобы защитить завоевания, возводятся многочисленные крепости. Необходимость содержать здесь, с большими издержками, гарнизоны, требует значительных материальных средств, которые не может предоставить только Средний Восток. Западные государства вынуждены оказывать помощь, и для того, чтобы переправлять продовольствие, деньги, военные подкрепления и паломников в направлении Святой Земли, морской путь становится настоятельно необходимым по причине своей быстроты[1]. В эпоху, когда налоговая система государств является сложной, это также способ не растрачивать средства на различные сборы и дорожные пошлины. Будучи особенно заинтересованным, Храм основывает, начиная с первой половины XII в., важные дома своего ордена в некоторых крупных портовых городах.

Средний Восток предоставляет нам единственное упоминание о судах, наличествующее в статутах ордена Храма: «Tuit li vaissel de mer qui sont de la maison d'Acre sont au commandement dou comandeur de la terre»[2]. Судно Храма под названием Faucon («Сокол») упоминается при обороне и эвакуации этого города в 1291 г.[3] Организация морских коммуникаций тамплиеров в Средиземном море известна несколько лучше, чем в Атлантике[4]. Мы сосредоточимся на первых, прежде чем перейти ко вторым.

На французских берегах Средиземного моря, число городов, близких к побережью и обладающих домами Храма, которые сначала были ограничены Сен-Жилем, Йером и Монпелье, возрастает в начале XIII в. К ним присоединяются Марсель и Тулон. Не обладая домом в Кольюре, тамплиеры получают разрешение обосноваться в укреплениях королевского замка. В то время флотилии Венеции и Генуи обладают чуть ли не монополией на перевозки в Средиземным морем. Наиболее эффективное средство для сохранения тамплиерами своей независимости – это обладать своими собственными кораблями. Однако те редкие свидетельства, которыми мы обладаем, приписывают им всего лишь незначительное количество судов в их собственности. Следовательно, они были вынуждены фрахтовать частные, в особенности генуэзские суда. Что касается морской деятельности тамплиеров, документы предоставляют нам полезные сведения только для Марселя и Тулона во Франции, для Барселоны в Испании, и для Мессины на Сицилии.

В 1212 г. Ронселен, виконт Марсельский, разрешает тамплиерам держать в порту Марселя все типы судов для перевозки принадлежащих им грузов, а также для перевозки паломников и купцов[5]. Эти положения были подтверждены в 1216 г. императором Фридрихом II, которых добавляет к ним освобождение от всех налогов. Марсельцы, видя здесь покушение на свои привилегии, оспаривают эти решения. Последние были с определённостью регламентированы в 1246 г. папой Иннокентием IV, вынужденным пригрозить отлучением марсельскому консулату для того, чтобы заставить его уступить[6]. Марсельские источники действительно свидетельствуют, с 1240 по 1290 г., о передвижениях судов в направлении Акры или Сирии[7]. В них упомянуто, по ходу текста, названия принадлежащих тамплиерам судов: Bonne aventure («Доброе приключение») в 1248 г., и Rose du Temple («Роза Храма») в 1288-1290 гг[8].

Что касается Тулона, мы не знаем точно, в какой степени тамплиеры использовали дарованные им привилегии. В 1224 г. сеньоры Тулона позволили Ордену возводить дома и укрепления в городе. Они так же даровали кораблям Храма, галерам и другим судам, свободу беспошлинно использовать порт Тулона, для того, чтобы погружать и разгружать все принадлежащие им товары, продовольствие и лошадей; и для того, чтобы сажать на суда паломников с багажом и купцов с их свитой и товарами, при этом купцы были обязаны оплатить свое право на погрузку[9].

По поводу Барселоны – мы обнаруживаем организацию ежегодного паломничества, в основном летом, и порученного каталонским купцам[10].

В Сицилийском королевстве Мессина, один из последних промежуточных портов перед большим плаванием до Кипра и Сицилии, находится с 1266 по 1285 г. в руках Карла Анжуйского, брата короля Франции Людовика IX. Его администрация ведёт строгий учёт, которые представляет нам единственные статистические данные о перевозках, организованных военными орденами. Здесь мы констатируем организацию в среднем двух рейсов в год. Под этим подразумевается плавание под конвоем, предоставляющее лучшую защиту от пиратов и мусульманских флотов. Что касается Храма, сообщается главным образом о перевозке продуктов питания, но мы также обнаруживаем и подковы[11].

От моря перейдём к океану: в XII-XIII веках торговля по морскому пути между разными государствами Западной Европы является весьма важной. На французском атлантическом берегу лишь в незначительном числе больших портов имеются дома Храма. Здесь можно назвать лишь Нант, Ла-Рошель и Бордо, и можно добавить, что во всех трёх имеется также по командорству госпитальеров[12]. Это обстоятельство, возможно, является заранее обусловленным: госпитальеры занимаются предоставлением крова, а тамплиеры конвоированием судов. Здесь в основном находится тамплиерская провинция, называемая «Пуату», которая простирается от севера Бретани к области Бордо.

Кроме того, мы обнаруживаем в некоторых других портах французского атлантического берега наличие тамплиерского «городского дома», простого подсобного здания для более важного дома в сельской местности. В определённых случаях этот городской дом мог осуществлять незначительную морскую деятельность, довольно часто не оставляя никаких следов в современных архивах.

Расположенный посередине атлантического побережья Европы, порт Ла-Рошель естественным образом востребован как промежуточный порт для английских, фламандских и североевропейских судов, и, в другом направлении, для судов Португалии, Испании и даже Италии В прибрежном регионе Томара, в Португалии, существуют важные склады балласта, предназначенные для многочисленных судов, прибывающих из Ла-Рошели. Известняк кусков скальной породы здесь на самом деле идентичен известняку скал ла-рошельского берега.

В начале XII века Ла-Рошель – скромная рыбацкая деревня на краю берега, ограниченная с запада небольшим ручейком, а с востока – естественной протокой, в которую во время отлива стекает значительное количество воды, которую прилив заставил подняться в обширные пространства болот. Поступление воды, достаточно обильное для того, чтобы поддерживать глубину, необходимую для судов того времени, и заставить вращаться мельницы сеньора де Шательона, владельца местности. Имущество этого сеньора было конфисковано в 1131 г. его сюзереном герцогом Гильомом Аквитанским, который самостоятельно возвращает себе Ла-Рошель. Гильом Аквитанский приобретает, таким образом, непосредственно принадлежащий ему порт[13]. Первые «книги кутюмов (обычаев)», которые он жалует для стимулирования этого порта, впоследствии приводят к предоставлению городу специальной хартии[14]. До 1139 г. мельницы Ла-Рошели действующии за счет прилива/отлива переданы, вместе с прочим имуществом, тамплиерам. Алиенора Аквитанская, дочь и наследница герцога, дарует им к этой дате освобождение от налогов на их имущество и на перевозку их грузов во всех их владениях, как по земле, так и по воде[15]

Символ морского назначения города. Неф с поднятым парусом фигурирует на печатях, используемых коммуной Ла-Рошели с начала XIII в.

В 1150 г. дом Храма в Ла-Рошели упомянут в документах[16]. Судя по тому, каким он нам предстаёт в более поздних текстах, это не простой городской дом. Он возвышается посередине закрытого огороженного участка, имеет большую часовню с кладбищем и, прежде всего, имеет большие склады. Он окружён жилым кварталом, с домов которого тамплиеры взимают цензы и ренты. Этот бург вмещает в 1224 г. более 8% населения Ла-Рошели[17]. Принадлежащий Храму огороженный участок возвышается рядом с портом, с которым он сообщается воротами, в настоящее время исчезнувшими.

В течение XII в. в окрестностях утверждается монокультура виноградников. Путём дарения, покупки или обмена тамплиеры также становятся собственниками многочисленных treuils, то есть виноградарских хозяйств. Часть продукции экспортируется в тамплиерские дома земель, расположенных севернее, остаток является предметом прибыльной торговли. Условия передачи другим домам нам неизвестны: интересно, что 2 октября 1216 г. король Англии приказывает мэру и влиятельным людям Ла-Рошели заплатить людям Храма, за счёт аренды своего города, 80 ливров за вино, закупленное в Англии, и обещает им их возместить[18].

Государства часто воюют между собой, и никакая торговля не может осуществляться в это время без охранных свидетельств. Те, которые были выданы королевскими чиновниками, не оставили никаких следов, но внесение в протокол тех, которые были дарованы самим монархом, даёт нам некоторые сведения о морской торговле винами Храма. В марте-апреле 1214 г. Иоанн, король Англии, пребывает в районе Ла-Рошели. Он выдаёт охранное свидетельство нагруженному вином кораблю, который Жильбер из Храма ведёт в Англию. Другим письмом он предоставляет тамплиерам Пуату беспрепятственную возможность вести торговлю, кроме как в Нормандии, вином которое поставляется кораблями в Дувр. В третьем документе он объявляет о том, что позволил прецептору Пуату нагрузить вином другой корабль[19].

Новая серия документов того же рода выдана его преемником Генрихом III. В 1226-1227 г. он жалует два охранных свидетельства английским тамплиерам для перевозки вина из Ла-Рошели в Англию. В первом, написанном в Вестминстере 23 марта 1226 г., выдаётся разрешение, распространяющееся до Сен-Мишель, для груза вина, погруженного на неф Этьена де Круа[20]. Во втором, от 1 января 1227 г. разрешение на транспортировку не несёт в себе такого особого уточнения[21]. В 1230-1231 гг. тамплиерам Ла-Рошели были дарованы новые разрешения на передвижение их судов, нагруженных вином. Тогда были упомянуты три корабля, принадлежащих дому Храма этого города: Templere, Buscart de Templo и Buszarde de Templo. 4 февраля 1230 г. Генрих III позволяет судну, которым управляет брат Жан из Храма, из Ла-Рошели, отбыть из Портсмута, при условии, что последний и экипаж поклянутся вернуть судно в этот порт до «Вербного воскресенья» для службы королю[22]. 4 мая охранное свидетельство выдано королём до дня «Обретения Святого Креста», нефу тамплиеров Ла-Рошели, называемому Templere, для перевозки вина и съестных припасов[23]. В этот же день те же самые условия пожалованы судну Buszarde de Templo[24]. 10 августа 1230 г. судном Buscard de Templo управляет брат Жан де Кисси. У него есть сопроводительные письма на транспорт с вином, и в этот день он получает разрешение отправляться туда, куда захочет[25]. 14 февраля 1231 года король приказывает бальи Портсмута разрешить отбыть обратно во Фландрию или в другое место, вместе с грузом, судну Templere, у которого имелись сопроводительные письма на погрузку старого гасконского вина[26].

В июне 1242 г., воюя в Аквитании, Генрих III жалует охранные письма прецептору домов Храма Ла-Рошели и Бургнёфа, последний был расположен недалеко от города, посреди виноградарской зоны[27]. В октябре он выдаёт, на определённых условиях, охранные свидетельства тамплиерам домов Ла-Рошели и Эпо. Так как условия договора не были выполнены, он отзывает эти акты несколько дней спустя и извещает об этом хозяев галер[28].

В 1267 г. Альфонс де Пуатье, готовясь к крестовому походу вместе со своим братом Людовиком IX[29], отправляет своих чиновников к тамплиерам Пуату для того, чтобы провести с ними переговоры на предмет помощи, которую они могли бы предоставить, и узнать, обеспечат ли они транспорт (“fesoient la nef”)[30].

Как пункт товарообмена между разными государствами, Ла-Рошель имеет в XIII в. две меняльных конторы и активную еврейскую общину, которая после изгнания будет заменена ломбардцами. Интенсивный денежный оборот города несомненно объясняет тот факт, что именно магистр Храма Ла-Рошели занимается финансовыми сделками и перемещениями средств провинции Пуату, особенно с Англией и парижским казначеем Храма[31]. При раскопках, проводимых в 1982-1984 г. на небольшом секторе командорства – из 68 найденных монет тамплиерской эпохи[32] только 4 имеют иностранное происхождение, из них одна – из далёкого Цейлона[33] (рис. 3). Верно, что раскопки затронули лишь одну часть часовни, и что монеты были часто привязаны к местам погребений, и что поблизости располагались две меняльных конторы.

При роспуске Ордена дом Храма Ла-Рошели не был поглощён командорством госпитальеров Перо, расположенным в том же городе. Он даже был возведён в положение магистрального командорства, его командор участвовал в генеральных капитулах пятьдесят первым в списке приглашенных[34]. Однако времена крестовых походов миновали: больше нет необходимости в просторных складах для снабжения Святой Земли. Кроме того, виноградники значительно пострадали за время долгого процесса против тамплиеров, а госпитальеры от них частично отстранились. Непосредственное извлечение дохода, которое было политикой тамплиеров Ла-Рошели в виноградарском деле, почти не продолжается. В течение XIV и XV вв. склады и несколько “treuils” сдаются в аренду частным лицам. Излишки вина, которые командорство ещё получает, продаются на месте купцам.

Можно ли говорить, в этих условиях, как это делают некоторые, о «флоте тамплиеров»? Ни в одном аутентичном документе он не упоминается. Мы видели, что некоторые суда находятся в их собственности, однако большую часть времени они довольствуются фрахтом судов, необходимых им для морских перевозок, которые они организуют. Когда в 1306 г. великий магистр Храма Жак де Молэ щедро даёт советы папе Клименту по поводу возможного крестового похода, он ни делает ни единого намёка на принадлежащие Ордену корабли, и рекомендует постройку транспортных судов. Кроме того, он предлагает вооружение Кипра галерным флотом, предназначенным для корсарских боёв в Средиземном море против неверных[35]. Но близится процесса, и именно госпитальеры удачно реализуют этот последний проект. Если бы История рассудила бы в этом вопросе иначе, галеры Мальты могли бы быть галерами Храма.

 
Форум » Разное о Тамплиерах! » Все о Тамплиерах » ТАМПЛИЕРЫ И МОРЕ (ТАМПЛИЕРЫ И МОРЕ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Tamplier© 2008-2011