Тамплиеры
Главная | ФЛОТ ТАМПЛИЕРОВ - Форум | Мой профиль | Выход
   
[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Разное о Тамплиерах! » Все о Тамплиерах » ФЛОТ ТАМПЛИЕРОВ (ФЛОТ ТАМПЛИЕРОВ)
ФЛОТ ТАМПЛИЕРОВ
tamplieresДата: Пятница, 11.02.2011, 23:41 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 34
Репутация: 0
Статус: Offline
После основания ордена тамплиеров, ставшего первым в целой череде европейских военно-монашеских орденов, его активность ограничивалась преимущественно ведением боевых действий на суше. Тем не менее, морская составляющая присутствовала также уже с самого начала, поскольку люди, лошади и материалы, необходимые для военных кампаний, должны были переправляться в Святую Землю по морю[1]. С другой стороны, нужда крестоносцев в водном транспорте не обязательно подразумевала, что ордена обладали необходимым количеством кораблей, не говоря уже о флоте, который мог быть использован как в торговых, так и в военных целях. Иногда дело ограничивалось лишь получением необходимой морской поддержки со стороны, в других же ситуациях требовалось обладание уже собственными кораблями и их всестороннее применение. Различные условия безусловно приводили и к различному реагированию со стороны орденов. С одной стороны совсем не удивительно, что в позднее средневековье орден Госпиталя св. Иоанна построил нечто наподобие флота в современном понимании. С другой – тамплиеры, к примеру, так и не извлекли никакой пользы из своего великого флота, базировавшегося в Ла-Рошели[2], однако нуждались в транспортных судах на Средиземном театре действий.

К настоящему времени уже существуют несколько работ по истории флотов военно-монашеских орденов Европы, особенно госпитальеров[3], в эпоху Раннего Нового времени. Поэтому внимание данного исследования будет сконцентрировано на вопросах использования кораблей ведущими рыцарскими орденами в средневековье. Соответственно термин «флот» будет пониматься в самом широком смысле: как совокупность кораблей, применяемых орденами на всевозможные нужды. И хотя отличие между опытом разных орденов необходимо учитывать, я постараюсь применить компаративных подход, ища ответы на следующие вопросы: какими кораблями и в каком количестве обладали ордена? Какую дополнительную поддержку с моря они получали? Каким образом было организовано корабельное дело? Каковы были основные области и формы применения кораблей?

Что же мы вообще знаем о кораблях, находившихся в собственности орденов? Третья из фресок росписи на стенах в церкви Сан Бевигнате (San Bevignate) в Перудже, датирующихся приблизительно 1283-85 годами, изображает корабль тамплиеров в море, опознаваемый по двух черно-белым вымпелам. Судно на картине, вероятно, представляет собой галеру с пилигримами, со всей очевидностью хорошо вооруженными, на пути к Святой Земле[4]. Самое раннее упоминание о кораблях тамплиеров, используемых преимущественно для транспортировки пилигримов, относится к 1207 году[5], а в 1216 году в районе Марселя и тамплиерам и госпитальерам было разрешено брать на борт своих кораблей любое количество товаров, пилигримов и купцов, без какого-либо ограничения[6]. За короткое время количество судов и их грузоподъемность настолько увеличились, что горожане Марселя посчитали себя обманутыми и попытались потребовать деньги за транспортировку. В октябре 1233 года после серии споров в Акре прошли переговоры между тамплиерами и госпитальерами с одной стороны и консулом города Марселя в Акре с другой, приведшие к компромиссу и введению некоторых ограничений, подтвержденных Верховным Советом Марселя в апреле 1234 года[7]. Обоим орденам было позволено отправлять в Святую Землю по два корабля каждый год: один в пору весеннего мореходства в марте, а другой – в пору летнего в августе – и переправлять не более 1500 пилигримов на каждом из них. Дополнительно было разрешено брать на борт неограниченное количество купцов – что указывает на внушительную вместимость кораблей, – а также использовать другие суда для транспортировки товаров и материалов, хотя паломников и торговцев перевозить на них запрещалось. Из нотариальных учетных книг известно, что тамплиеры использовали марсельский порт на протяжении всего тринадцатого столетия[8].

Текст договора показывает, что в распоряжении каждого ордена было более чем по одному кораблю, хотя насчет конкретного числа судов даются лишь неопределенные намеки. Вероятно, в 1299 году согласно планам Папы Николая IV тамплиеры снарядили четыре венецианские галеры, которые должны были присоединиться для защиты Кипра к еще двум военным кораблям, уже находившимся во владении ордена[9]. В этом смысле ситуация с флотами других орденов была, очевидно, схожей: в 1300 году ордена тамплиеров, госпитальеров и король Кипра вместе могли выставить лишь 16 галер[10], и когда Папа Клемент V попросил тевтонский орден отправить на помощь госпитальерам в завоевании Родоса в 1306 году рыцарей, солдат и корабли, тот был не в состоянии выполнить просьбу[11].

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, получали ли ордена поддержку со стороны других кораблевладельцев. Безусловно, сотрудничество с частными лицами предшествовало непосредственно приобретению собственных кораблей, к примеру, в 1162 году тамплиеры заключили контракт с Романо и Самюэлем Майрано из Венеции на перевозку железа[12]. В феврале 1300 года во время кампании тамплиеров по отвоеванию крепостей в Святой Земле Пьетро де Варес, прецептор ордена, нанял за 3000 византинов корабль у генуэзца Пьетро Рубео. В Фамагусте или Лимасоле на корабль должны были погрузить товары, после чего он должен был посетить гавани на сирийском побережье, вернуться обратно и вновь поднять парус в промежуток между мартом и июлем[13]. Сговорившись о цене, Пьетро вероятно намеревался достичь христианской гавани вслед за тамплиерами, уже достигшими Святой Земли.

Договор 1234 года между орденами тамплиеров и госпитальеров и Марселем проливает свет на детали использования кораблей и управления ими. В документе упомянуты двое commandatores navium – тамплиер Гильом де Капьмельер и госпитальер Гильом де Валенс[14]. Возможно, в их компетенцию входила не только постройка и оснащение кораблей в самом Марселе, но и доставка их до Святой Земли. Затем, со временем тамплиеры ввели новые должности в управлении морскими коммуникациями с Палестиной. С 1250-х по 1270-е годы в Бургундии[15] находились два «командора пути» – Гильом де Гонесс (1255) и Анри де Доле (1267-1274), а согласно документам процесса[16] против тамплиеров около 1300 года в Марселе существовала должность «магистра пути», который, вероятно, занимался организацией транспортировки подкреплений, паломников, купцов и товаров. В самой Святой Земле командор Иерусалимского королевства также осуществлял связь с тамплиерами Запада. Его помощником был «командор запасов», также являвшийся командором гавани Акры и заведовавший кораблями ордена[17].

Каковы же были цели и формы использования морской силы военными орденами? Характеризуя действия тамплиеров, Малкольм Барбер заметил: «К 1230-м годам орден тамплиеров построил средиземноморский флот, способный транспортировать людей и товары в Испанию, Италию, Морею и, конечно же, государства крестоносцев в Палестине»[18]. Вполне очевидно, что флот ордена тамплиеров являлся скорее просто средством водного транспорта, а не военно-морской силой. Это заключение справедливо и для времени после падения Акры, когда в 1299 году начальник порта Апулии, Энрико де Гервилла, разрешил экспорт купленной госпитальерами пшеницы из Манфредонии на Кипр на тамплиерском судне[19]. Тем не менее, корабли, принадлежавшие ордену, использовались и во время крестовых походов, что подтверждает Оливер Падерборнский, возносящий хвалу тамплиерам за то, что они использовали свои тяжеловооруженные суда для создания понтонов во время пятого крестового похода[20]. И все же мы располагаем лишь поздними упоминаниями о военных кораблях тамплиеров, как, например, в случае с венецианскими галерами в 1299 году[21]. Неизвестно, по какому бы сценарию развивались события, не будь орден тамплиеров запрещен Папой Клементом V в 1312 году.

Подводя итоги:

1. Все крупные военно-монашеские ордена имели в своем распоряжении корабли, однако в разных масштабах и при различных условиях. Обычно в наличии имелось лишь немного судов: четыре-шесть крупных и некоторое количество мелких, но никак не целый флот. Последний собирался лишь для крупных морских операций, но и тогда большая часть кораблей нанималась у других владельцев.

2. Корабли орденов были различного размера, включая крупные когги, барки и галеры и заканчивая мелкими nassuten или fuste. Размер зависел от выполняемых функций – действия на реках или в море, транспортировки войск или товаров, или же рекогносцировки и доставки новостей.

3. Корабли строились, покупались, ремонтировались и вооружались орденами за свои финансовые средства, хотя могли быть и исключения. Некоторые корабли были предназначены исключительно для военных целей.

4. Все ордена прибегали к использованию кораблей, принадлежавших другим владельцам – итальянским республикам, другим городам или горожанам, - обычно заключая с ними контракт, но иногда используя и силу. Обычно подобные корабли использовались как транспорты, но также и в военное время, если требовалось создать более внушительный флот.

5. Экипажи кораблей обычно состояли из матросов, нанятых в портовых городах, или из наемников, обученных воевать на море и реках. Феодальные повинности теряли свое значение.

6. Основной задачей кораблей орденов было обеспечение доставки по морю ресурсов и подкреплений.

7. Несколько крупных морских операций и битв также имели место.

8. Военные ордена использовали свои суда также и для пиратства, или, по крайней мере, открывали свои гавани для пиратов.

Хотя от военно-монашеских орденов ожидалось в основном участие в боевых действиях на суше, для защиты Иерусалимского королевства и других христианских территорий в Святой Земле, для обеспечения безопасности путешествий пилигримов, для помощи в христианизации населения Балтики, для отвоевания Испании у мусульман – для всего этого широко применялись корабли. Следует признать, что без использования кораблей и иной морской поддержки, достижения орденов были бы невозможны.

 
Форум » Разное о Тамплиерах! » Все о Тамплиерах » ФЛОТ ТАМПЛИЕРОВ (ФЛОТ ТАМПЛИЕРОВ)
Страница 1 из 11
Поиск:

Tamplier© 2008-2011